В дикой природе существует много кошек, у которых есть очевидное сходство с абиссинками. Это Felis Libyca – «ливийская», Felis Chaus – «камышовая», Felis Aurata – «золотистая кошка Центральной Африки», Felis Margarita – «барханный кот», Felis Caracal – «каракал».При первом взгляде на абиссинку поражает то, что и отличает ее от других пород – это лаконичность, простота и чистота. В ней нет ничего лишнего: ровные, плавные очертания без единого горбика или угла, завитка или пучка шерсти, без резких контрастов в переходах цвета, все плавно, мягко, как бы одним росчерком, будто виньетка в дорогом фолианте.
Самое ценное – во всех смыслах, в том числе по количеству баллов судейской оценки (50 %) – это фантастическая шкурка абиссинца. Каждый волос его необычно гладко лежащего по телу, сверкающего меха окрашен вдоль своей длины в несколько разных (а здесь контраст обязателен!) цветов. Кончик волоса темный, далее идет участок яркого цвета, потом снова темный, а у основания волоса – снова яркий цвет, совпадающий с цветом шерсти на животике, внутренних сторонах лапок, грудке и мордочке. Такое чередование – как «тик-так» у часов, как галочка-пометка в тексте, как пунктир на чертеже или штриховка на карандашном эскизе, называется «ticking». И абиссинец – ярчайший и редчайший среди домашних породистых животных представитель тикированного окраса. В дикой природе тикированная шерсть распространена довольно широко: тикинг мы видим у зайца, ежа, некоторых обезьян, кенгуру, белок, лис и др.
Тикинг является основной чертой всех абиссинских окрасов – от 4 до 8 основных, плюс 6 серебристых и 6 черепаховых. В процессе вырастания тикированного волоса возникает генетически обусловленное временное прекращение выработки красящего вещества, и в результате в волосе основного окраса вдоль его длины образуются обесцвеченные участки, которые постепенно с ростом животного заполняются другим, дополнительным теплым пигментом, дающим сочетание двух цветов. Создается картинка послойного окраса – как кусочек торта. А так как волосы абиссинки укладываясь один за другим тесно прилегают к телу, создается игра цветов – темного и светлого на каждом волосе – как перья на теле птицы или чешуя рыбы. При хорошо развитом тикинге виден каждый волосок. На разных частях тела шерсть разной длины и густоты, это создает эффект ретуши при движении кошки, подчеркивая ее элегантность и грациозность.
В любой статье об абиссинцах и в стандарте любой федерации указывается, что обязателен двойной, а лучше тройной тикинг. Однако, по мнению некоторых «матерых», с многолетним стажем, заводчиков абиссинцев и экспертов по породе, тройной тикинг – не более чем фантазия из серии «хотелось бы». При общей тенденции к укорочению волоса абиссинской шерсти – «the shorter – the better» − просто невозможно разместить на такой длине больше двух шагов тикинга. Так или иначе, тикированная шерсть абиссинца создает впечатление многослойности окраски животного: все тело окрашено ярким цветом, следующий слой нанесен темным, причем уже только на наружные поверхности, как румяный пирожок в печке; потом снова яркий цвет, а по верху – опять темный «загар». Темный цвет сгущается к позвоночнику, образуя сплошную, длинную и изящную линию – «ремень», объединяющую голову и хвост, на кончике которого темный цвет особенно глубокий. Шерсть на самом его кончике слегка меняет длину, образуя элегантную кисточку – для грациозного, длинного, гибкого, плавно-подвижного, «говорящего» хвоста это очень богатое украшение. Кроме того, темным цветом у абиссинки окрашена шерсть между пальчиками, и очень сдержанно разрисованы мордочка, голова и краешки ушей – тоже все лаконично, тщательно и изысканно, как профессиональный макияж кинозвезды.
Именно таким драгоценным нарядом украшено изящное, легкое, но крепкое и мускулистое, гибкое, удлиненное, на высоких жилистых ногах тело с небольшой, почти как у диких кошек, головой, которая и сама по себе – произведение искусства, с ее выразительными, уникально очерченными глазами, расставленными широко и под небольшим углом, и большими, широкими в основании, чуткими ушами, которые, как жемчужные раковины, выложены перламутром и прозрачны на просвет. Причем по стандарту не так важен размер уха абиссинки, как его форма, вытянутая и закругленная наверху, и расположение на голове – в профиль линия затылка и линия нижней челюсти должны сопрягаться по общей линии задней поверхности уха, создавая впечатление прислушивания, настороженности.
Многие, описывая абиссинку, говорят, что она как бы светится изнутри. Этот эффект возникает, во-первых, из-за описанной многослойности окраса. И потом, если присмотреться к отдельному волоску абиссинской шерсти, темный штрих тикинга нанесен на разных сторонах его с разной интенсивностью – как мох, которого больше на северной стороне дерева. А так как волосы абиссинки, укладываясь один за другим, тесно прилегают к телу, видна неповторимая игра цветов – темного и светлого на каждом волосе. На разных частях тела шерсть разной длины и густоты создает эффект ретуши при движении кошки, подчеркивая ее элегантность. Из-за того, что концы шерстинок окрашены в самый темный цвет, трудно увидеть четкую границу контура животного. В такой технике затуманивания контура – «фумато» – писал «Мону Лизу» Леонардо да Винчи.
Автор: Ольга Скабовская